АСУ "Экспресс" - краткий исторический очерк

В 2006 году в основном завершилась эксплуатация системы "Экспресс-2". За период эксплуатации было отправлено три тысячи циркулярных телеграмм с изменениями, разьяснениями и рекомендациями. Срок юбилейной, трехтысячной телеграммы, подошел 15 марта 2006 года. Юбилейный номер был зарезервирован и сейчас есть возможность подвести некоторые итоги.

Внедрение системы началось в 1982 году в Москве. В первоначальном проекте предусматривалось внедрение 16-ти систем на территории СССР. К 1989 году было внедрено 15 систем, а к 1991 году все они были объединены в уникальную для того времени сеть передачи данных.

Максимального развития система "Экспресс-2" достигла в 1999 году, когда одновременно функционировало 29 региональных систем Экспресс-2". Такое большое число региональных систем не было вызвано технической необходимостью, а определялось в основном организационными причинами. Система обслуживала 34 дороги и 11 государств.

В течение 1994-1999 года на всех центрах была проведена техническая модернизация системы с заменой ЕС ЭВМ на ЭВМ производства IBM и Comparex (как правило, бывшие в эксплуатации).

В 1998 году началась практическое создание системы "Экспресс-3", а в 2001 году система "Экспресс-3" была внедрена в опытную эксплуатацию, причем летом 2001 года, будучи в опытной эксплуатации система уже обслуживала реальных пассажиров, восстанавливая утерянные и утраченные билеты.

В 2001 году начался процесс замены системы "Экспресс-2" на новые системы - в Киеве система "Экспресс-2" в июне была выведена из эксплуатации и обслуживание Юго-Западной Ж.Д. полностью взяла на себя система "Експресс-УЗ".

В январе 2002 года в Москве была внедрена новая система "Экспресс-3" и в течение 2003-2004 года РЖД полностью перешло на "Экспресс-3"

В 2005 году "Экспресс-3" был внедрен в Белоруссии, Казахстане и Странах Балтии.

В 2006 году все дороги Украины перешли на АС ПП УЗ (Експресс-УЗ) и вывели из эксплуатации "Экспресс-2", сняли с эксплуатации телеобработку "Экспресс-2" на всех дорогах РЖД, кроме Московской и в Латвии.

На сегодняшний день в эксплуатации находится две системы "Экспресс-2" - в Узбекистане и в Молдове и телеобработка системы "Экспресс-2" параллельно с системой "Экспресс-3" в Москве, Астане и Минске.

Таким образом, 2006 год фактически является последним годом эксплуатации системы "Экспресс-2" в значительных объемах, а 2007 год станет завершающим годом эксплуатации оставшихся частей системы.

Система Экспресс-2 проработала почти 25 лет, постоянно развиваясь и неоднократно модернизируясь.

Система "Экспресс-2" была во многих отношениях первой и уникальной, она позволила совершить качественный скачок в организации пассажирских перевозок и создать мощный задел для создания комплексной системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс-3".

Первыми были:

Москва - внедрение "Экспресс-2" и "Экспресс-3"

Санкт-Петербург - обслуживание двух дорог в одном центре

- внедрение "Экспресс-2" и "Экспресс-3" вне Москвы;

- полное отключение "Экспресс-2" (включая телеобработку).

Самара - внедрение ПТД-3725

- продажа билетов на междугородние автобусы

- взаимодействие по справкам с системой "сирена"

Ростов - переход с ЕС ЭВМ на IBM 4381

Челябинск - внедрение МПД БИТЛ

Ярославль - обслуживание дороги в целом в региональном центре другой дороги

Симферополь - внедрение ПТД 3745

- единственный центр, находящийся не в месте расположения управления дороги

Рига - переход на "Экспресс-3" в СНГ

Минск - внедрение "Экспресс-3" в СНГ

Калининград - наибольшее число переключений к разным региональным центрам (Рига, Калининград, Москва, Санкт-Петербург)

- наименьший срок работы своего центра "Экспресс-2" (4 года)

Хабаровск - наиболее удаленный терминал по BSC (Токио)

Дольше всего - 20 лет - "Экспресс-2" проработал в центрах:

- Москва, Харьков, Одесса

Количество центров системы "Экспресс" по годам

 

Год Кол-во центров всего Экспресс-2 Экспресс-3 Экспресс-УЗ Кол-во дорог Кол-во государств
1982 1 1     1 1
1984 3 3     3 1
1985 4 4     4 1
1986 6 6     6 1
1987 8 8     8 1
1988 13 13     13 13
1989 15 15     15 1
1990 15 15     20 1
1991 15 15     22 1
1992 15 15     31 9
1993 17 17     32 9
1994 21 21     32 9
1995 26 26     34 9
1997 27 27     34 11
1998 27 27     33 11
1999 30 29   1 33 11
2000 31 29   2 33 11
2001 29 28   1 33 11
2002 28 26 1 1 32 10
2003 26 19 6 1 33 10
2004 22 10 9 3 35 11
2005 19 9 9 1 35 11
2005 15 2 12 1 35 11

Примечание: в 2000 году на Южной Ж.Д. некоторое время функционировал второй центр "Експресс-УЗ", а в 2004 года на Львовской и Юго-Западной - "Експресс-УЗМ".

В сети передачи данных системы "Экспресс-2" на сегодняшний день осталось 5 производственных и 1 тестовый центр (Ташкент, Кишинев, Киев, Астана, Минск, ВНИИАС), а с 20.12.2006 останется 4 производственных (Киев перейдет на TCP/IP).

Наибольшее количество центров в сети - в 2000 году - 32 центра, включая ВНИИАС.

 

Основные этапы развития системы "Экспресс"

1972

Внедрение системы Экспресс-1 в Москве (обслуживание Киевского вокзала)

1974

Система Экспресс-1 обслуживает Московский ж.д. узел полностью

1982

Внедрение системы Экспресс-2 в Москве. Система Экспресс-2 предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций, финансового и статистического учета на сети ж.д. в целом. Система Экспресс-2 обслуживает в Москве предварительную продажу, а Экспресс-1 – суточную.

1984

Внедрение Экспресс-2 в Ленинграде и Киеве

1985

Внедрение справочно-информационной подсистемы “Экасис”

1985

Система “Экспресс-1” выведена из эксплуатации, Московская ж.д. полностью обслуживается системой “Экспресс-2”

1988

Запущена сеть передачи данных системы “Экспресс-2” на полигоне Москва-Ленинград-Киев

1985-1989

Внедрение еще 12-ти региональных систем “Экспресс-2”

1990

Все 15 систем “Экспресс-2” объединены в сеть передачи данных

1990

Внедрена подсистема оформления багажа, грузобагажа и почты “ЭСУБР”

1991

Введена в эксплуатацию подсистема оформления проездных документов в международном сообщении

1992

Установлено соединение системы “Экспресс-2” с системой “Курс-90” (Германия). Система “Экспресс-2” получила транзитный выход в другие системы Западной Европы.

1993-1995

Внедрены в эксплуатацию еще 11 региональных систем “Экспресс-2”

1993

Программное обеспечение “Экспресс-2” полностью переработано в связи с переходом на новые принципы кодирования станций и новые тарифы и новые принципы оформления проездных документов с учетом границ государств СНГ

1993-1994

Внедрение автоматизированной продажи билетов по ходу следования поезда на всей сети ж.д. (ранее – только в пределах дороги отправления поезда)

1994-1999

Модернизация технических средств и программного обеспечения системы Экспресс-2 в связи с заменой ЕС ЭВМ на IBM

1997-1999

Внедрено еще 4 региональных системы “Экспресс-2”. Общее количество систем достигло 30-ти

1998

Начало разработки системы “Экспресс-3” - не только как системы продажи ж.д. билетов, но и как системы управления пассажирскими перевозками

1998-1999

Глубокая модернизация программного обеспечения для обеспечения перехода к 2000 году

1998-1999

Обеспечение оперативной информацией о пассажирах органов УВД на транспорте

1999

Начато взаимодействие с внедряемой в Киеве украинской системой Експресс-УЗ

2001

Внедрение в опытную эксплуатацию АБД системы “Экспресс-3”. Внедрение в промышленную эксплуатацию первой задачи АБД “Экспресс-3” - розыск и восстановление проездных документов.

2001

Вывод из эксплуатации системы “Экспресс-2” в Киеве

2002

Внедрение КОЗРВ системы “Экспресс-3” на Московской ж.д. и АБД для РЖД в целом в промышленную эксплуатацию. В АБД собирается информация обо всех пасс.перевозках, имеющих отношение к РЖД.

2002

Подключение прямого канала связи с жд Финляндии по TCP/IP на основе MQSeries

2002-2004

Внедрение новых, высокозащищенных машиночитаемых бланков проездных документов, нового защищенного протокола обмена между терминалом и HOST-ЭВМ, полного контроля информации проездных документов по базе данных.

2003

Внедрение еще 8 региональных систем Экспресс-3

2003

Внедрение уникальной технологии прямого автоматизированного информационного обмена с Консульской службой МИД Литвы для обеспечения пассажиров разрешительными документами на транзит в Калининградскую область

2003-2005

Внедрение новых технологий обслуживания пассажиров (продажа с указанием номеров мест по ходу следования поезда, классы обслуживания, перевозчики и др)

2004

Переход на взаимодействие с ж.д. Западной Европы по TCP/IP, вывод из эксплуатации аналогового канала связи в Германию

2004

Перевод всех дорог РЖД на систему “Экспресс-3”. Вывод из эксплуатации систем “Экспресс-2” на 7 железных дорогах, подключенных к региональным центрам других дорог.

2005-2006

Вывод из эксплуатации телеобработки системы “Экспресс-2” на всех ж.д. РФ

2004

Глубокая модернизация программного обеспечения КОЗРВ Экспресс-3 в связи с подготовкой к внедрению новых принципов построения Прейскуранта тарифов (до настоящего времени не утвержден)

2004

Переход на взаимодействие региональных систем между собой по СПД РЖД и вывод из эксплуатации аналоговой междорожной сети “Экспресс-2”

2005

Внедрение системы “Экспресс-3” в Минске, Астане и Риге

2006

Вывод из эксплуатации систем “Экспресс-2” в Украине в связи с переходом на АСУ ПП УЗ (ранее называвшейся Експресс-УЗ)

2004-2006

Поэтапное внедрение информационно-управляющих технологий системы “Экспресс-3”

2003-2006

Модернизация информационно-справочной подсистемы для обеспечения выдачи справочной информации, бронирования и продажи билетов через Интернет, мобильные средства связи, информационно-справочные установки пассажира, табло и автоматы по продаже билетов

Заведующий отделом "Экспресс" ВНИИАС М.П. Березка