АСУ "Экспресс" - краткий исторический очерк
В 2006 году в основном завершилась эксплуатация системы "Экспресс-2". За период эксплуатации было отправлено три тысячи циркулярных телеграмм с изменениями, разьяснениями и рекомендациями. Срок юбилейной, трехтысячной телеграммы, подошел 15 марта 2006 года. Юбилейный номер был зарезервирован и сейчас есть возможность подвести некоторые итоги.
Внедрение системы началось в 1982 году в Москве. В первоначальном проекте предусматривалось внедрение 16-ти систем на территории СССР. К 1989 году было внедрено 15 систем, а к 1991 году все они были объединены в уникальную для того времени сеть передачи данных.
Максимального развития система "Экспресс-2" достигла в 1999 году, когда одновременно функционировало 29 региональных систем Экспресс-2". Такое большое число региональных систем не было вызвано технической необходимостью, а определялось в основном организационными причинами. Система обслуживала 34 дороги и 11 государств.
В течение 1994-1999 года на всех центрах была проведена техническая модернизация системы с заменой ЕС ЭВМ на ЭВМ производства IBM и Comparex (как правило, бывшие в эксплуатации).
В 1998 году началась практическое создание системы "Экспресс-3", а в 2001 году система "Экспресс-3" была внедрена в опытную эксплуатацию, причем летом 2001 года, будучи в опытной эксплуатации система уже обслуживала реальных пассажиров, восстанавливая утерянные и утраченные билеты.
В 2001 году начался процесс замены системы "Экспресс-2" на новые системы - в Киеве система "Экспресс-2" в июне была выведена из эксплуатации и обслуживание Юго-Западной Ж.Д. полностью взяла на себя система "Експресс-УЗ".
В январе 2002 года в Москве была внедрена новая система "Экспресс-3" и в течение 2003-2004 года РЖД полностью перешло на "Экспресс-3"
В 2005 году "Экспресс-3" был внедрен в Белоруссии, Казахстане и Странах Балтии.
В 2006 году все дороги Украины перешли на АС ПП УЗ (Експресс-УЗ) и вывели из эксплуатации "Экспресс-2", сняли с эксплуатации телеобработку "Экспресс-2" на всех дорогах РЖД, кроме Московской и в Латвии.
На сегодняшний день в эксплуатации находится две системы "Экспресс-2" - в Узбекистане и в Молдове и телеобработка системы "Экспресс-2" параллельно с системой "Экспресс-3" в Москве, Астане и Минске.
Таким образом, 2006 год фактически является последним годом эксплуатации системы "Экспресс-2" в значительных объемах, а 2007 год станет завершающим годом эксплуатации оставшихся частей системы.
Система Экспресс-2 проработала почти 25 лет, постоянно развиваясь и неоднократно модернизируясь.
Система "Экспресс-2" была во многих отношениях первой и уникальной, она позволила совершить качественный скачок в организации пассажирских перевозок и создать мощный задел для создания комплексной системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс-3".
Первыми были:
Москва - внедрение "Экспресс-2" и "Экспресс-3"
Санкт-Петербург - обслуживание двух дорог в одном центре
- внедрение "Экспресс-2" и "Экспресс-3" вне Москвы;
- полное отключение "Экспресс-2" (включая телеобработку).
Самара - внедрение ПТД-3725
- продажа билетов на междугородние автобусы
- взаимодействие по справкам с системой "сирена"
Ростов - переход с ЕС ЭВМ на IBM 4381
Челябинск - внедрение МПД БИТЛ
Ярославль - обслуживание дороги в целом в региональном центре другой дороги
Симферополь - внедрение ПТД 3745
- единственный центр, находящийся не в месте расположения управления дороги
Рига - переход на "Экспресс-3" в СНГ
Минск - внедрение "Экспресс-3" в СНГ
Калининград - наибольшее число переключений к разным региональным центрам (Рига, Калининград, Москва, Санкт-Петербург)
- наименьший срок работы своего центра "Экспресс-2" (4 года)
Хабаровск - наиболее удаленный терминал по BSC (Токио)
Дольше всего - 20 лет - "Экспресс-2" проработал в центрах:
- Москва, Харьков, Одесса
Количество центров системы "Экспресс" по годам
Год |
Кол-во центров всего |
Экспресс-2 |
Экспресс-3 |
Экспресс-УЗ |
Кол-во дорог |
Кол-во государств |
1982 |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
1984 |
3 |
3 |
|
|
3 |
1 |
1985 |
4 |
4 |
|
|
4 |
1 |
1986 |
6 |
6 |
|
|
6 |
1 |
1987 |
8 |
8 |
|
|
8 |
1 |
1988 |
13 |
13 |
|
|
13 |
13 |
1989 |
15 |
15 |
|
|
15 |
1 |
1990 |
15 |
15 |
|
|
20 |
1 |
1991 |
15 |
15 |
|
|
22 |
1 |
1992 |
15 |
15 |
|
|
31 |
9 |
1993 |
17 |
17 |
|
|
32 |
9 |
1994 |
21 |
21 |
|
|
32 |
9 |
1995 |
26 |
26 |
|
|
34 |
9 |
1997 |
27 |
27 |
|
|
34 |
11 |
1998 |
27 |
27 |
|
|
33 |
11 |
1999 |
30 |
29 |
|
1 |
33 |
11 |
2000 |
31 |
29 |
|
2 |
33 |
11 |
2001 |
29 |
28 |
|
1 |
33 |
11 |
2002 |
28 |
26 |
1 |
1 |
32 |
10 |
2003 |
26 |
19 |
6 |
1 |
33 |
10 |
2004 |
22 |
10 |
9 |
3 |
35 |
11 |
2005 |
19 |
9 |
9 |
1 |
35 |
11 |
2005 |
15 |
2 |
12 |
1 |
35 |
11 |
Примечание: в 2000 году на Южной Ж.Д. некоторое время функционировал второй центр "Експресс-УЗ", а в 2004 года на Львовской и Юго-Западной - "Експресс-УЗМ".
В сети передачи данных системы "Экспресс-2" на сегодняшний день осталось 5 производственных и 1 тестовый центр (Ташкент, Кишинев, Киев, Астана, Минск, ВНИИАС), а с 20.12.2006 останется 4 производственных (Киев перейдет на TCP/IP).
Наибольшее количество центров в сети - в 2000 году - 32 центра, включая ВНИИАС.
Основные этапы развития системы "Экспресс"
1972 |
Внедрение системы Экспресс-1 в Москве (обслуживание Киевского вокзала) |
1974 |
Система Экспресс-1 обслуживает Московский ж.д. узел полностью |
1982 |
Внедрение системы Экспресс-2 в Москве. Система Экспресс-2 предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций, финансового и статистического учета на сети ж.д. в целом. Система Экспресс-2 обслуживает в Москве предварительную продажу, а Экспресс-1 – суточную. |
1984 |
Внедрение Экспресс-2 в Ленинграде и Киеве |
1985 |
Внедрение справочно-информационной подсистемы “Экасис” |
1985 |
Система “Экспресс-1” выведена из эксплуатации, Московская ж.д. полностью обслуживается системой “Экспресс-2” |
1988 |
Запущена сеть передачи данных системы “Экспресс-2” на полигоне Москва-Ленинград-Киев |
1985-1989 |
Внедрение еще 12-ти региональных систем “Экспресс-2” |
1990 |
Все 15 систем “Экспресс-2” объединены в сеть передачи данных |
1990 |
Внедрена подсистема оформления багажа, грузобагажа и почты “ЭСУБР” |
1991 |
Введена в эксплуатацию подсистема оформления проездных документов в международном сообщении |
1992 |
Установлено соединение системы “Экспресс-2” с системой “Курс-90” (Германия). Система “Экспресс-2” получила транзитный выход в другие системы Западной Европы. |
1993-1995 |
Внедрены в эксплуатацию еще 11 региональных систем “Экспресс-2” |
1993 |
Программное обеспечение “Экспресс-2” полностью переработано в связи с переходом на новые принципы кодирования станций и новые тарифы и новые принципы оформления проездных документов с учетом границ государств СНГ |
1993-1994 |
Внедрение автоматизированной продажи билетов по ходу следования поезда на всей сети ж.д. (ранее – только в пределах дороги отправления поезда) |
1994-1999 |
Модернизация технических средств и программного обеспечения системы Экспресс-2 в связи с заменой ЕС ЭВМ на IBM |
1997-1999 |
Внедрено еще 4 региональных системы “Экспресс-2”. Общее количество систем достигло 30-ти |
1998 |
Начало разработки системы “Экспресс-3” - не только как системы продажи ж.д. билетов, но и как системы управления пассажирскими перевозками |
1998-1999 |
Глубокая модернизация программного обеспечения для обеспечения перехода к 2000 году |
1998-1999 |
Обеспечение оперативной информацией о пассажирах органов УВД на транспорте |
1999 |
Начато взаимодействие с внедряемой в Киеве украинской системой Експресс-УЗ |
2001 |
Внедрение в опытную эксплуатацию АБД системы “Экспресс-3”. Внедрение в промышленную эксплуатацию первой задачи АБД “Экспресс-3” - розыск и восстановление проездных документов. |
2001 |
Вывод из эксплуатации системы “Экспресс-2” в Киеве |
2002 |
Внедрение КОЗРВ системы “Экспресс-3” на Московской ж.д. и АБД для РЖД в целом в промышленную эксплуатацию. В АБД собирается информация обо всех пасс.перевозках, имеющих отношение к РЖД. |
2002 |
Подключение прямого канала связи с жд Финляндии по TCP/IP на основе MQSeries |
2002-2004 |
Внедрение новых, высокозащищенных машиночитаемых бланков проездных документов, нового защищенного протокола обмена между терминалом и HOST-ЭВМ, полного контроля информации проездных документов по базе данных. |
2003 |
Внедрение еще 8 региональных систем Экспресс-3 |
2003 |
Внедрение уникальной технологии прямого автоматизированного информационного обмена с Консульской службой МИД Литвы для обеспечения пассажиров разрешительными документами на транзит в Калининградскую область |
2003-2005 |
Внедрение новых технологий обслуживания пассажиров (продажа с указанием номеров мест по ходу следования поезда, классы обслуживания, перевозчики и др) |
2004 |
Переход на взаимодействие с ж.д. Западной Европы по TCP/IP, вывод из эксплуатации аналогового канала связи в Германию |
2004 |
Перевод всех дорог РЖД на систему “Экспресс-3”. Вывод из эксплуатации систем “Экспресс-2” на 7 железных дорогах, подключенных к региональным центрам других дорог. |
2005-2006 |
Вывод из эксплуатации телеобработки системы “Экспресс-2” на всех ж.д. РФ |
2004 |
Глубокая модернизация программного обеспечения КОЗРВ Экспресс-3 в связи с подготовкой к внедрению новых принципов построения Прейскуранта тарифов (до настоящего времени не утвержден) |
2004 |
Переход на взаимодействие региональных систем между собой по СПД РЖД и вывод из эксплуатации аналоговой междорожной сети “Экспресс-2” |
2005 |
Внедрение системы “Экспресс-3” в Минске, Астане и Риге |
2006 |
Вывод из эксплуатации систем “Экспресс-2” в Украине в связи с переходом на АСУ ПП УЗ (ранее называвшейся Експресс-УЗ) |
2004-2006 |
Поэтапное внедрение информационно-управляющих технологий системы “Экспресс-3” |
2003-2006 |
Модернизация информационно-справочной подсистемы для обеспечения выдачи справочной информации, бронирования и продажи билетов через Интернет, мобильные средства связи, информационно-справочные установки пассажира, табло и автоматы по продаже билетов |
Заведующий отделом "Экспресс" ВНИИАС М.П. Березка |